Первый собственный бизнес запустил 12 лет назад
Маркетинг. Управление на основе данных.
В 2005 году меня пригласили присоединиться к стратегическому проекту McKinsey в крупную торговую сеть бытовой электроники. Тогда я и подумать не мог, что уже скоро буду управлять половиной этой компании.
Как это произошло? Первое, что я сделал, – взялся за работу с явным намерением добиться результата:
- начал вести еженедельные координационные совещания по выстраиванию цепочки закупка-распределение-ценообразование-продвижение;
- ставил задачи, требовал отчеты.
Успех этой координации не заставил себя ждать – полки наполнялись товаром, продажи компании росли.
И тут у меня возникла новая идея: объединить все структуры цепочки под единым руководством, чтобы достичь еще большего успеха по интеграции. Я поделился своими соображениями с генеральным директором. Босс не просто поддержал инициативу, но и предложил мне возглавить эту новую должность, ставящую в подчинение трех действующих членов правления.
Я согласился и перескочил в карьерной лестнице сразу несколько ступенек. Три департамента, половина компании, несколько тысяч человек – все перешло под мое руководство.
Тогда я запустил несколько интеграционных проектов и процесс автоматизации всей цепочки поставок и ценообразования.
И снова отличные результаты подкрепили мои усилия – продажи и маржинальность выросли, оборачиваемость запасов улучшилась. А я чувствовал, что оказался «на своем месте».
Концепцию своего первого «детища» я написал за полчаса на одном листе формата А4.
В него вошли все знания, которые я получил, изучая рынок, розничную торговлю и проектное управление.
Идея была в том, чтобы продавать не просто цветы – это мог сделать любой – а целые цветочные композиции и букеты. Цена: от 79 рублей (невиданно гуманно для тех времен).
Бизнес очень быстро набирал обороты. Люди специально приезжали в наши точки через весь город. А когда мы открыли интернет-магазин, спрос на букеты взлетел!
Успех в цветочном бизнесе помог мне осознать одну важную мысль – мне нравится запускать новые проекты, а не детально руководить ими. И тогда я сосредоточился исключительно на идеях.
Руководя департаментом маркетинга в крупной сети бытовой электроники, я выяснил один очень важный аспект: продажи растут после рекламы акций на относительно дорогую технику.
То есть, реклама скидок на чайники, утюги, фены НЕ РАБОТАЕТ.
А реклама скидок на телевизоры, холодильники, стиральные машины, ноутбуки – приносит крупные продажи!
Очевидно, это крупная статья в семейном бюджете, и люди готовы специально ехать за акционным телевизором, чтобы сэкономить ощутимую сумму. А акцию на чайник никто специально ждать не будет. Новый просто купят, когда старый сломается.
Ни одна сеть бытовой электроники, кроме нашей, тогда этим знанием не располагала и не пользовалась. А мы, радуясь этому, выбились в лидеры.
Работая в одной очень крупной организации, я нашел изъян в том, как зачастую запускаются проекты развития.
Выяснилось, что бюрократизм может принести пользу только крупным инфраструктурным проектам, например, в сфере строительства. А вот для проектов развития формализация крайне вредна!
Как я решил эту проблему? Распорядился, чтобы деньги на развитие выделяли по упрощенной схеме. Так, минимальный контроль за руководителями проектов помог им в разы сократить сроки запуска и реализации.