НИКОЛАЙ ВОДОЛАЗСКИЙ

Бизнес-трекер. Ментор.

Преподает управление проектами в НИУ «Высшая Школа Экономики».

Эксперт Агентства Стратегических Инициатив по направлению «Предпринимательство и технологии».

Работает в составе методологических и трекерских команд в бизнес-акселераторах.

Общий опыт управления коммерческими проектами – 25 лет.

Сейчас такое время – у огромного количества людей возникают идеи по созданию нового бизнеса. Например, они видят отсутствующий продукт на рынке. Или обладают уникальным знанием, которым хотят поделиться с широкими массами.

Работая с тысячами идей, сотни из которых получили реальное финансирование и уже реализованы, я сформулировал методику «7 ФАЗ ЗРЕЛОСТИ БИЗНЕС-ИДЕИ». Руководствуясь данным подходом, легко определить: 1. На какой фазе проработки идеи вы сейчас находитесь 2. Что нужно на этой фазе сделать 3. Какой предполагается результат 4. Кто в получении данного результата может вам помочь.

Итак, у вас появилась бизнес-идея…



1. Формулируем концепцию

Часто бизнес-идея приходит в виде образов. Или на уровне ощущений. Как будто она спустилась откуда-то свыше. Конечно, на этом уровне продать идею невозможно. Даже объяснить кому-то пока еще затруднительно.

Что нужно сделать? Сформулировать концепцию идеи. Кратко ответить на минимальный набор вопросов: У кого и какую проблему решаем? Какая у нас цель? На чем планируем зарабатывать?

Кто поможет пройти эту фазу быстрее? Здесь будет полезен хороший коуч или ментор.

Часто бизнес-идея приходит в виде образов. Или на уровне ощущений. Как будто она спустилась откуда-то свыше



2. Убеждаемся


Бывает так, что концепция есть, но даже автор пока сомневается в правильности и реалистичности идеи. А если автор сомневается, он не готов инвестировать в развитие идеи свои ресурсы – время и деньги. Возникает порочный круг: нет начальных инвестиций, нет реализации, нет продукта, нет миллиарда.



Иногда требуются минимальные затраты времени, чтобы продвинуться на следующий уровень. Необходимо проанализировать открытые источники, проверить рынок: потребность, целевые сегменты, уже существующие продукты, действующих конкурентов. Убедиться, что на рынке есть ниша, а у нашего продукта присутствует уникальность.



На этой фазе полезно поработать с коучем или ментором. Уже можно подтянуть хорошего бизнес-трекера. Повысим КПД, на выходе получим уверенность в идее и воодушевление.



Бывает так, что концепция есть, но даже автор пока сомневается в правильности и реалистичности идеи.



3. Формулируем задачи


Следующая фаза – автор уверен в своей идее и готов в нее погружаться дальше. Но может не знать – с чего именно начать реализацию.


На этом этапе требуется сформулировать задачи и ключевые результаты проекта. Задачи – что и как делаем, включая последовательность действий. Ключевые результаты – без достижения которых наш проект точно не состоятелен. Здесь также будет полезен бизнес-трекер или ментор.


Следующая фаза – автор уверен в своей идее и готов в нее погружаться дальше.



4. Собираем команду


Автор уверен в своей идее и знает с чего начать. Но редко когда проект можно реализовать в одиночку. Личного ресурса и навыков автора идеи на все задачи не хватает.


На этой фазе требуется определить необходимые для проекта ресурсы и компетенции. Определить роли участников проекта. И провести переговоры с ключевыми членами команды об их готовности вложиться в проект своим ресурсом – временем, иногда и деньгами.


В определении ресурсов и компетенций может помочь бизнес-трекер. А вот провести переговоры потребуется лично автору идеи, особенно если он и будет лидером данного проекта. Он должен вдохновить команду, убедить в ценности идеи.


Редко когда проект можно реализовать в одиночку. Личного ресурса и навыков автора идеи на все задачи не хватает.



5. Создаем продукт


На этом этапе вся команда уже готова к проекту и верит в него. Теперь требуется создать продукт и провести первые продажи. Для этого часто требуются дополнительные финансовые инвестиции.



На предыдущих фазах мы уже создали несколько важных разделов так называемого «паспорта проекта», который потребуется для инвесторов. На этой фазе дорабатываем паспорт: добавляем способы монетизации продукта, карту рисков, бюджет, ограничения, описание текущей стадии зрелости. С готовым паспортом е идем к инвесторам.



Для «упаковки» проекта можно привлечь трекера и далее «продать» проект частным инвесторам или фондам. А можно привлечь бизнес-ангела, который выступит сразу в трех ролях: трекера, инвестора, а иногда и мотивированного члена команды. Вопрос, что выгоднее? Как привлечь инвестиции быстрее и дешевле? Это всегда индивидуально. Общее правило – чем хуже упакован проект, тем дороже обойдутся привлеченные деньги: привлечь получится меньше, и при этом придется пожертвовать большей долей бизнеса в пользу внешних инвесторов. А если меньше денег привлекли, меньше будет и свобода маневра при реализации проекта. Меньше гибкости в реализации – меньше шансов на успех. Опять порочный круг.



Некоторые инвесторы и фонды вообще не инвестируют на данной фазе. Например, инвестфонд Mail.ru Group в первую очередь интересуют проекты с работающим продуктом и клиентами.



Для «упаковки» проекта можно привлечь трекера и далее «продать» проект частным инвесторам или фондам. А можно привлечь бизнес-ангела…



6. Выводим экономику в плюс


Проект запущен. Продукт готов, продажи идут.


Часто бывает так, что первые продажи показывают убыточную юнит-экономику: если все прямые и косвенные затраты отнести на одну продажу, по факту выходит минус в деньгах. Масштабировать такой проект ни в коем случае нельзя: будут масштабироваться и убытки.


На этой фазе требуется формировать и проверять гипотезы для вывода экономики в прибыль. Например, более точно «целиться» в целевую аудиторию. Снижать накладные расходы. Повышать конверсию на всех стадиях воронки продаж. Тестировать новые подходы к монетизации.


В помощь на данном этапе – трекеры и бизнес-консультанты.


На этой фазе требуется формировать и проверять гипотезы для вывода экономики в прибыль.



7. Масштабируем


Продуктовая экономика в плюсе? Тогда проект готов к масштабированию, то есть к кратному увеличению продаж. Это может быть более широкий охват целевой аудитории, запуск новых онлайн-курсов, открытие новых точек продаж, запуск франшизы – зависит от вида бизнеса.


Часто на быстрое масштабирование требуются новые внешние инвестиции. Соответственно, требуется «переупаковать» проект под масштабирование и «перепродать» прежним и/или новым инвесторам.


В переупаковке помогут трекеры, а в поиске новых инвесторов будут способствовать уже замотивированные текущие инвесторы.


Продуктовая экономика в плюсе? Тогда проект готов к масштабированию



А если самостоятельно?


Можно ли обойтись без внешней помощи, и пройти каждую фазу самостоятельно? Конечно можно. Но зачастую предприниматели буксуют на одной фазе месяцами и годами, не двигаются с места. И тогда задержка обходится сильно дороже.


Например, пришла в голову идея по запуску нового мобильного приложения или онлайн-курсов в области своей экспертизы. Идея годами «пылится на полке», а потом вы обнаружили, что кто-то именно это уже реализовал и неплохо зарабатывает.


Или в области масштабирования. Например, у нас розничный бизнес. Открыли успешную торговую точку, показали прибыльность и уже готовы для масштабирования, реинвестируя прибыль. Допустим, прибыль от одного магазина за год позволяет нам открыть еще один магазин. Соответственно, через год у нас будет 2 магазина, через 5 лет – 32 магазина. А если привлечь средства инвесторов, то можно под действующий прототип открыть 20-30 магазинов уже на второй год, и более агрессивно захватывать рынок. Конкуренты-то тоже не дремлют, и вашу успешную концепцию могут быстро скопировать.


Иногда требуется свежий взгляд на свою идею человека с другого рынка, который поможет привнести наработки из своей отрасли в новый контекст. Полезна также «насмотренность» трекера на другие схожие проекты. В таком случае можно получить не только «правильные вопросы», но и сразу готовые рецепты.


Но зачастую предприниматели буксуют на одной фазе месяцами и годами, не двигаются с места. И тогда задержка обходится сильно дороже.



А где же мой миллиард?


Первые деньги могут возникнуть на фазе 5 «Создаем продукт» – в виде вашей зарплаты как руководителя стартапа. Если, конечно, такая статья затрат была предусмотрена в бюджете проекта.


Большие деньги, как правило, возникают только на седьмой фазе «Масштабирование». В виде привлеченных инвестиций или прибыли от проекта. Зачастую – как реализация стратегии выхода из проекта, то есть продажи своей доли другому инвестору.


Ну а размеры дохода определяются только масштабами рынка и амбициозностью команды.


Большие деньги, как правило, возникают только на седьмой фазе «Масштабирование». В виде привлеченных инвестиций или прибыли от проекта



Так с чего начать?


Определите – на какой фазе проработки идеи вы сейчас находитесь, и какие шаги требуются для дальнейшего движения. Решите – готовы вы пройти эту фазу самостоятельно или нужна помощь. Если необходимо, найдите эксперта, который поможет. И постарайтесь как можно быстрее перейти в следующую фазу, потом дальше, пока не доберетесь до своего миллиарда


Постарайтесь как можно быстрее перейти в следующую фазу, потом дальше, пока не доберетесь до своего миллиарда.



КОНТАКТЫ ЭКСПЕРТА


VK: https://vk.com/vodolazskiy_n


Почта: info@vodolazskiy.ru

Реквизиты
ИП ВОДОЛАЗСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
ИНН 771512712969
ОГРН 321774600720203
Оферта